Карты Сола-Буска — произведение искусства, упрямо хранящее свою тайну. Часть 1

 

Карты Сола-Буска — произведение искусства, упрямо хранящее свою тайну. Часть 1

 

Одна из самых старых колод, сохранившихся полностью – колода карт Сола-Буска. Состоит из 78 карт.

Название колоды указывает на фамилию аристократической миланской семьи, которая владела картами.

Фамилия Сола-Буска появилась благодаря браку маркизы Антуаннетты Буска с графом Андреа Сола-Кабьяти. На картах имеются геральдические символы семьи.

Впервые вся колода  была прорисована и имела числовые значения.

В колоде 22 козыря, которые имеют свое цифровое значение и имя.  4 валета без номера и названия. А также 4 Рыцаря, 4 Королевы и 4 Короля. 40 младших арканов.

Символичность сильно отличается от общепринятой. Диски вместо Монет, Дубины вместо Жезлов, Амфоры – вместо Кубков, хотя Мечи остались Мечами.

На козырях изображены воины-мужчины, ничего общего на первый взгляд не имеющие с привычными нам изображениями 22 старших Арканов классического Таро.

Колода была изготовлена методом гравировки по медной пластине.

В 1938 году Артур Майгер Хинд1 описал Таро Сола-Буска в своих «Ранних итальянских гравюрах» ( «Early stalian Engravings») и предположил, что колода была выгравирована около 1490 года, а затем расписана вручную в 1491 году. Он предположил, что колоду создал Маттиа Серрати да Касандола, миниатюрист из Феррары, которая в те времена была центром производства карт.

В 1987 г. в замке д’Эсте в Ферраре была проведена большая выставка Таро. В ее каталоге итальянский историк Джордано Берти опубликовал краткое изложение всех исследований карт Сола-Буска, проведенных к тому моменту различными специалистами.

В 1995 году итальянский ученый София Ди Винченцо в своей книге «Древние освещенные карты Таро. Алхимия в Тало Сола-Буска» («Antichi Tarocchi illuminati. L’alchimia nei Tarocchi Sola-Busca») утверждала, что многие изображения колоды Сола-Буска связаны с темами европейской алхимии, практиковавшейся в эпоху Возрождения.

В 1998 году немецкий издатель Вольфганг Майер впервые издал точную версию 78 карт Сола-Буска ограниченным тиражом в 700 экземпляров.

Таро Сола-Буска около 420 лет оставалось в частной коллекции наследников семьи Сола-Буска, но в 2005 году правительство Италии купило колоду и разместило ее в Пинакотеке Брера в Милане.

Колода была выпущена не в единственном экземпляре. Помимо раннее упомянутой, полностью законченной, которая хранится в Милане, есть еще четыре нераскрашенных. Они хранятся в Гамбургском Кунстхалле, Британском музее в Лондоне и Пети Пале в Париже. Еще 23 нераскрашенных карты находятся в Музее Альбертины в Вене.

В 2012 году Пинакотека Брера организовала выставку «Тайна Тайн – Таро Сола-Буска и герметическо-алхимическая культура». Было высказано предположение, что ее автором является гравюр Никола ди Маэстро Антонио, возможным вдохновителем – герметик Людовико Лаццарелли. Место создания цветной версии — Венеция. Тогда же  было установлено, что карты Сола-Буска связаны с герметическо-алхимической традицией. Ключевой фигурой является Король Мечей – прообраз Александра Македонского, который согласно легенде был посвящен в алхимию своим учителем, философом Аристотелем.

Помимо Александра Великого представлены и другие персонажи, связанные с герметическо-алхимической традицией: Рыцарь Мечей – Зевс, Королева Мечей – Олимпиада, мать Александра Великого и т.д.

Более подробно об алхимическом смысле карт Сола-Буска можно прочитать в статье «Il segreto dei segreti.I tarocchi Sola Busca e la cultura ermetico-alchemicatra Marche e Veneto alla fine del Quattrocento» («Тайна тайн. Таро Сола-Буска и герметическо-алхимическая культура между Маршем и Венецией в конце пятнадцатого века»), автором которой является Laura Paola Gnaccolini (Лаура Паула Ньяколини).

Именно из этой колоды Артур Эдвард Уайт взял некоторые сюжеты в свои карты Таро.

3 Мечей Сола-Буска

         

3 Мечей Таро Райдера-Уайта

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

7 Мечей Райдера Уайта

 

7 Мечей Сола-Буска

 

 

 

 

 

 

 

10 Мечей Сола-Буска

 

 

10 Жезлов Райдера-Уайта

 

 

 

 

 

 

 

 

Королева Кубков Райдера-Уайта

 

Королева Амфор Сола-Буска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всматриваясь в  карты  Сола-Буска мы видим, что в них совершенно другие образы, отличные от классического Таро, а значит и смысл  может быть заложен совсем другой.

Глубокий анализ этой колоды провел  Питер Марк Адамс2 . В 2019 году его книга «Игры Сатурна. Расшифровка тарокки  Сола-Буска» была издана на русском языке. Целью его анализа было не только установить смысл каждой карты, но и выяснить  самый главный вопрос: для каких целей использовалась данная колода карт?

Адамс называет карты «настоящим гримуаром элитарной теургической и магической практики». Он считает, что колода «ориентирована на теургический и магический призыв хтонических3 божеств». Такой вывод он сделал, проанализировав десятки сотней древних рукописей авторов, живших как до нашей эры, так и в наше время; историю Феррары и ее правителей, древние гримуары и магические трактаты, художественные произведения искусств .

Его выводы не идентичны выводам Л.П.Ньяколини, хотя во многом их мнения совпадают, в частности в том, что ключевой фигурой колоды является Алексанлдр Македонский и его окружение.

Ниже я сжато приведу тезисы его исследований, которые считаю очень интересными и главное, важными для тех, кто собирается использовать эту колоду карт в своей работе.

Итак, козыри и придворные карты содержат изображения исторических персонажей. На младших арканах изображены сюжеты из повседневной жизни и алхимические аллегории.

Для колоды характерны:

  • изображения участников войн:

Первой Пунической войны – вооруженного конфликта между Римом и Карфагеном за власть над Западным Средиземноморьем (264-241 г.г. до н.э.)

Второй Пунической войны – война против Ганнибала (218-201 г.г. до н.э.)

— Югуртинской войны – вооруженного конфликта между Древним Римом и Нумедийским царем Югуртой (112 – 105 г.г. до н.э.);

Первой Митридатовой войны – вооруженного конфликта между Римской империей и Понтийским царством ( 89-85 г.г. до н.э.);

  • указание на ритуалы жертвоприношений и поклонение Сатурну;
  • связь с учениями Платона, Плифона;
  • фатализм (рок судьбы). (Неоднократное использование фразы «trahor fatis»).

По своей сути эта колода не может считаться Таро, но она несомненно сыграла свою роль в истории Таро.

Колода создана в 1491 году в Ферраре. Но уже приблизительно с 1450 года в том же Ферраре Дом Эсте4 уже выпускал колоды с изображениями, сходными с изображениями известных нам классических колод Таро.

Возникает вопрос: для чего нужно было создавать колоду Сола-Буска разительно отличающуюся от предыдущих?

Она не так раскрашена, как колода Висконти-Сфорца, а значит не была предметом роскоши. Дошла до наших дней в полном составе (78 карт), а значит ее бережно хранили и заботились о ней. Не часто пользовались, раз она сохранилась на протяжении 500 лет в хорошем состоянии. Можно сделать вывод, что она не предназначалась для игр.

Колода разработана и создана во времена правления герцога Феррарского Эрколе д’Эсте, которого в свое время обвиняли в некромантии. Тогда под «некромантией» понималось гадание с использованием духов мертвых. Герцог широко использовал услуги придворного астролога, профессора математики Пеллегрино Присчиани. Главной идеей Присчиани было то, что «… звезды, когда мы возносим им надлежащие молитвы, могут быть успокоены и обращены к помощи нам и пользе»5.

В эпоху Возрождения астрология и звездная магия были предметом раздора между практикующими их священниками и инквизиторами церкви.

Церковь запретила церемониальную магию на том основании, что она связана с вызовом демонов.

В то время карты Таро уже использовались в ритуалах темной магии. Так, в книге Р.Мартина «Колдовство и инквизиция в Венеции, 1550-1650 г.г.» описан случай проведения ритуала куртизанкой Изабеллой Беллоккьо. Она «поклонялась образу дьявола, стоя перед ним на коленях с распущенными волосами, сохраняя светильник зажженным перед ним днем и ночью… свет непрерывно горел на кухне перед дьяволом и колодой Таро…». В результате ее поймали, и она призналась, что таким образом хотела заключить с дьяволом договор, чтобы он вернул ей возлюбленного. В те времена часто призывали дьявола чтобы решить какие-то свои личные вопросы.

 

В чем тайна этой колоды?

Как расшифровать ее сложные образы?

Колода была создана в Ферраре после того, как этот город-государство был побежден, разрушен и разорен войной с Венецией. Но накал страстей между Феррарой и Венецией продолжался6.

Кроме того, в период между 1361 и 1528 были вспышки чумы в Европе. Это был период Черной Смерти. В отчаянии люди все чаще и чаще обращались к астрологии и магическим практикам. Популярность последних возрастала.

Колода создавалась для высокопоставленных венецианских заказчиков. Энергии войны, захвата власти и поражения отражены в символах карт.

Бесспорное сходство колоды с колодой Таро — это ее разделение на 22 козыря (старших аркана), 16 карт двора: пажи, рыцари, королевы и короли и 40 нумерованных карт: от Туза до десятки четырех мастей: дубинки (жезлы), мечи, амфоры (кубки) и диски (пентакли).

Но, пожалуй, на этом все сходство и заканчивается.

22 козыря карт Сола-Буска не имеют ничего общего с 22 старшими арканами Таро. На них изображены различные персонажи в доспехах, с военными атрибутами в руках. Некоторые из них – это известные полководцы Древнего Рима. Но многие нам неизвестны.

Некоторые сцены, изображенные на картах нам тоже непонятны, а подчас вызывают ужас: на карте VIII под именем NERON персонаж карты бросает младенца в огонь.

Почти все фигуры на младших арканах изображены без одежды, и это фигуры мужские.

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что в 15 веке гомосексуальные действия считались преступлением, то вряд ли эта колода предназначалась для широкого использования, скорее всего – для частной коллекции и узкого круга доверенных лиц.

Визуальные образы героев, изображенных на картах особо не отягощены символизмом, смысловую нагрузку несут лишь имена самих персонажей, нанесенные на карты. Но есть и исключения.

Питер Марк Адамс пришел к выводу, что карты Сола-Буска во многом опираются на различные древние тексты, вышедшие из-под пера Плутарха, Платона, Марка Манилия, Цицирона, Порфирия и др, в которых описывались различные подвиги и деяния древних персонажей, а также древние ритуалы.

По сути, как пишет Адамс, колода  Сола-Буска – это перевод ряда философских, исторических, литературных и магических источников ( в частности  гримуара «Пикатрикс», «Халдейского оракула» и др.) в визуальный формат.

Колода является иной в полном смысле этого слова. Попытки провести соответствия между картами Сола-Буска и классическим Таро лишены логического или интуитивного правдоподобия.

Многих персонажей карт, даже по указанным на них именам, эзотерикам, занимающимся этим вопросом, установить не удалось. Значение карт до сих пор остается загадкой.

Что же удалось установить?

Начнем с ключевой фигуры.

 

Король Мечей

 Карта имеет имя ALEXANDRO R.

На ней изображен Александр Македонский (Александр Великий), со своим гербом (грифон или двуглавый орел) и глобусом с крестом на нем.

Александр был выдающимся полководцем, подчинившим себе Сирию, Палестину, Египет и др. земли. Его мечтой было завоевание всего мира.

На карте изображен миф, согласно которому Александр осуществил полет в небо на колеснице, запряженной двумя грифонами, описанный в «Александрии» Псевдо-Каллисфеном: «Александр велел поймать двух птиц столь громадных, что они были подобны коням. Он приказал не кормить их два дня, а на третий – птиц привязали к корзине, в которую сел Александр. В руках он держал копья с мясом, птицы тянулись к мясу и взлетали все выше и выше, пока Александру не встретилась птица, сказавшая человеческим голосом: «Не зная земного, как ты можешь узнать небесное?».

Возможно через полет Александра на колеснице в небо закодирован ритуал теургического восхождения – слияния своего сознания с божественным.

Грифоны имеют двойную природу – орла и льва – господство в небе и на земле. Олицетворение Божественности и человечности.

 

 

XVI.OLIVO

И снова мы видим Александра Македонского и мифологический сюжет о его победе над Василиском, описанный в «Римских деяниях», составленных примерно в конце 13-начале 14 века, автором которых считается Петр Берхориус из Пуату, живший около 1362 г.

Василиск – мифологическое существо с телом петуха и хвостом змеи.

Взгляд Василиска убивает, поэтому Александр смотрит в противоположную от него сторону, держа перед Василиском отражающую поверхность. Только так его можно убить. И именно так Александр и убил Василиска.

Крови Василиска приписывают «… свойства успеха с прощениями и молитвами и считают ее средством от различных болезней и защитой против заклинаний. Некоторые называют ее «Кровью Сатурна».7

Аналогичные свойства крови Василиска описаны Генрихом Корнелиусом Агриппой в трактате «Оккультная философия».

 

 

Королева Мечей OLINPIA

Олимпиада Эпирская – мать Александра Македонского, поклоняющаяся змею –Дракону.

Античные источники изображают ее преимущественно в резко отрицательных тонах. Ей приписывают множество преступлений. Она представлена властной, деспотичной, черствой, расчетливой, мстительной, участвовавшей во множестве интриг при дворе. Ей отводили активное участие в смерти Клеопатры с ребенком почти все известные античные авторы.

Связывали с убийством собственного мужа Филиппа.

Ей приписывали занятие магией.

 

 

 

 

 

Рыцарь Мечей AMONE

 Амон — имя Зевса у Египтян. Бог-Змей.

Олимпиада – мать Александра Великого, утверждала, что истинный отец ее ребенка Зевс, с которым она изменила своему мужу Филиппу.

По словам историка Каллисфена (4 век) Александра Македонского встречали прозвищем «сын Аммона».

 

 

 

 

 

 

 

 

Король Дисков  FILIPO R

Отец Александра Македонского – король Македонии Филипп II

 

Вел множество войн и завоевывал государства. Создал сильную армию, которую после его смерти использовал в своих завоевательных походах Александр Македонский.

Убит кем-то из своих приближенных на свадьбе дочери.

 

 

 

 

 

 

 

Рыцарь Дисков SARAFINO

Бог-змей Серапис, который предсказал приход Александра в Египет.

Бог изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни.

Сераписа считали одной из ипостасей Митры.

Культ этого Бога тесно связан с именем Александра Македонского.

Был покровителем Александрии, божеством –врачевателем, решающим вопросы жизни и смерти.

В Древнем Риме воспринимался как высшее трансцендентное божество, к которому можно обратиться для решения любого вопроса.

Его изображение печаталось на монетах наряду с изображениями римских императоров.

 

 

 

Королева Кубков POLISENA

Полисена – настоящее имя матери Александра Великого – Олимпиады, данное ей при рождении.

Ее всегда изображали и описывали со змеями в окружении, она им поклонялась. Так на карте перед ней стоит сосуд со змеями.

 

Ее ложе было оформлено в виде дельфина, а на карте она сидит на троне с дельфином.

 

 

 

 

 

Рыцарь Кубков  NATANABO

Нектанеб II – фараон Египта и маг. О нем сложена легенда, что именно он был отцом Александра Македонского, перевоплотившись в Амона и соблазнив Олимпиаду.

Вместе с Аристотелем был учителем Александра Македонского.

 

 

 

 

 

 

 

Королева Жезлов PALAS

 Богиня Афина Паллада. Богиня мудрости, военной стратегии и тактики. Почиталась Александром Великим. Считалось, что она является его особой покровительницей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыцарь Жезлов APOLINO

 Бог Аполлон.

Александр Македонский распространил культ Аполлона до Индостана. Македонский оказывал особое покровительство культу Аполлона.

Оракул Аполлона в Дельфах предсказал божественное происхождение Александра и его судьбу.

 

 

 

 

 

 

Король Жезлов LEVIO PLAUTO R

 Тит Макций Плавт – выдающийся древнеримский комедиограф. Родился в 250 г. до н.э. Имел прозвище Плавт, буквально «плоскостопый», указывает на плясуна-мима, выступающего в обуви с плоской подошвой.

На карте его ноги слегка изогнуты, как будто он танцует.

 

 

 

 

 

 

 

Король Кубков LUCIOCESILIO R

 Луцио Цецилио Метелла — древнеримский политический деятель и военачальник, консул 119 года до н. э. и великий понтифик в 114—104 годах до н. э.

 

Принадлежал к влиятельному плебейскому роду Цецилиев Метеллов, происходившему, согласно легенде, от сына бога Вулкана Цекула.

 

 

 

 

 

 

Королева Дисков ELENA

 Елена Троянская – дочь Зевса и Леды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XX. NENBROTO — Нимрод

XXI. NABUCHODENASOR – Навуходенасор

Это Вавилонские цари, олицетворяющие тиранию.

Тесно связаны с Ветхим Заветом, в котором есть история о башне Нимрода и чрезмерно гордом царе, которого Бог сделал безумным.

Вывод этих двух историй один – гордыня способствует падению.

Нимрод – означает «Бунтарь». Был сильным человеком, его называли охотником-богоборцем.

В своей «гордости и высокомерии попытался построить башню, которая простиралась бы до небес» (Бытие: 11:1-9).

Башня изображена на карте.

Оба правителя являются богоборцами.

Новохудоносер пал, как и Нимрод от своей гордыни. Наслаждающийся своим могуществом и величием, был поражен Богом, потеряв разум и чувство самосознания («Книга Даниила»).

 

 

VIIDEO TAURO

 Дейотар – кельтский король, правитель Галатии.

На карте изображен победивший военачальник. Фигура увенчана лавровым венком. Он сидит в колеснице. На медальоне сбоку колесницы нанесены буквы «S» и «С» — Senatus cjnsultum – сенатский декрет.

Сенатским декретом назывался доклад компетентного лица при отсутствии законного протеста – интерцессии.

В Древнем Риме правом делать такие доклады обладали: диктаторы, начальники конницы, военные трибуны с конституционной властью и др. высокопоставленные лица.

Т.е. на карте изображен представитель власти.

Дейотар – царь Галатии, правивший в середине 1 века до н.э. Имел свою армию и помогал римлянам в борьбе с Понтийским царством.

 

 

XIIII. BOCHO

Бокх I  — царь Мавритании с 118 по 91 г.г. до н.э., пытавшийся в начале Югуртинской войны наладить союзные отношения с Римом.

Выдал своего зятя римлянам.

 

 

 

 

 

 

 

Т.е., как видим 4-ре персонажа – явно не героические личности.

 

XIII. CATONE

Марк Порций Катон (старший) – древнеримский политик и писатель, известный как новатор римской литературы и борец против пороков и роскоши.

Плутарх рассказывает о встрече Катона со своим другом Луцием Флакком:

«Молодой Катон льстил и подшучивал над Луцием, когда тот был пьян, убеждая приятеля, что любит его так сильно, что «несмотря на то, что в Риме в это время проходили гладиаторские бои и … ему очень хотелось увидеть чью-нибудь смерть», Катон вместо этого пришел к другу. После этого Луций… приказал привести к нему одного из осужденных вместе с палачом и топором, и спросил Катона, не хочет ли он увидеть казнь. Юноша ответил, что да. Луций приказал палачу отрубить приговоренному голову»8.

Эта история может объяснить отрубленную голову у ног Катона.

На свитке надпись «trahor fatis» — ведомый судьбой.

А возможно у карты есть другой подтекст и абсолютно не важно какой исторический персонаж на ней нарисован? Либо этот персонаж должен натолкнуть нас на другой скрытый символизм. Например, отрубленная голова – это голова Медузы Горгоны.

На карте изображена звезда. Она здесь вредоносна, исходя из всего настроения карты.

Возможно это Алголь – крайне вредоносная звезда, которая в созвездии «Персей и Голова Горгоны» занимает место левого глаза Медузы. На карте копьем проткнут именно левый глаз, возможно это и есть указание на Алголь.

Персея Боги одарили для борьбы с медузой Горгоной зеркальным щитом, шлемом-невидимкой и крылатыми сандалиями. Именно это снаряжение изображено на карте у ног персонажа.

Возможно Катон всего лишь маска, за которой скрывается Персей или созвездие Персея.

Персей с древних времен был фигурой магической. Считалось, что он принес в Персию посвящение и магию.

Так возможно эти карты использовались для каких-то магических ритуалов?

Митраизм или мистерии Митры – мистический религиозный культ, сложившийся вокруг почитания бога Митры, распространившийся в римской армии в 1-4 веках н.э. Он был почти полностью мужским культом с сильными воинскими ассоциациями.

А как видим козыри очень воинственные, да и не только козыри, но практически все карты, и все они, кроме Королев, посвящены мужчинам, в большинстве – мужчинам-воинам.

Считалось, что культ Митры основан Заротустрой, предком которого считали Персея.

Звезда Алголь сравнительна с комбинацией Сатурна и Марса. Это самая несчастливая и опасная звезда, несущая насилие и неестественную смерть.

Созвездие Персея лежит на пути Млечного пути.  Считалось, что через точки пересечения Млечного пути и круга Зодиака (это Рак и Козерог), приходят и уходят Души. Эти точки называют «вратами Космоса» на Пути превращения. Поэтому созвездие Персея воспринималось как непосредственно влияющее на Судьбу Душ. Отсюда и надпись на карте «Ведомый Судьбой».

Возможно предположить, что использовалась эта карта в ритуалах колдовского нападения.

Учитывая всю мрачность этой колоды возникает вопрос: а не является ли она вся гримуаром темной астральной магической практики?

Адамс в своих исследованиях пришел к выводу, что козыри II. POSTUMIO (с опущенным факелом) и XI. TYLIO  (с поднятым факелом) представляют собой мифических факелоносцев, изображающих летнее и зимнее солнцестояние.

 

 

Кроме того, Постумио символизирует врата, через которые Души приходят в этот мир (знак Зодиака Рак), а Тулио – врата, через которые Души покидают Землю (знак Зодиака Козерог).

Уже известный нам VII. DEO TAURO переводиться как «золотой бык» и может указывать на знак зодиака Тельца.А XIII. CATONE – Персей-Митра.

И все вместе они символически изображают определенную часть небосвода, игравшую особую роль в Митраизме.

 

 

Но почему колода кодирует символику тайного мистериального культа, который угас за 1000 лет до ее создания?

 

VI.SESTO

Имеет крылатые ноги (не сандалии), что может указывать что перед нами Гермес –Меркурий.

Он как и Тулио держит факел вверх – указание на врата, через которые Души покидают Землю.

А Меркурий считался проводником Душ, покидающих материальное существование. Олицетворял обман и хитрость.

 

 

 

 

 

 

 

IIII. MARIO

Гай Мариус (Марий) – римский генерал и полководец, живший в 158-86г. до н.э.

Кровожадный и беспощадный, убивал всех, кто не отвечал на его приветствие.

Перед очередной битвой ему приснился сон, что он выиграет только если принесет свою дочь в жертву богам. Что он и сделал.

Слово «Марио» — производное от слова Марс.

Красные цвета одежды и флага – это цвета планеты Марс – воинствующей планеты. Марс – Бог войны, насилия, агрессии.

Странная ветка дерева между ног персонажа и необычная рукоятка меча, расположенная там же, могут служить указанием на мужской детородный орган, атрибут, связанный с Марсом.

 

 

 

V.CATULO

Гай Лутаций Катула (Катул) (3-й век до н.э.) – военачальник, участвующий в 1-й Пунической войне.

Разгромил Карфагенский флот чем обеспечил победу Риму.

Получил ранение в ногу, что и изображено на карте: из его левой ноги течет кровь.

На карте он в руках держит фолиот – устройство, качающее небольшие грузики, прикрепленные к каждому его концу. Устройство использовалось в часах того времени.

Фолиот – символ времени, а значит указание на Сатурн.

В «Пикатрикс» указано, что качества Сатурна полезны, когда «вы хотите что-то обрушить и причинить зло», «для препятствия движению, сокрытия невиновности», и наконец для «разрушения городов».

 

В 3-м веке до н.э. в Риме широко практиковались обряды Сатурна, чтобы не допустить завоевание Рима Ганнибалом.

Было утверждено празднество с жертвоприношением в Храме Сатурна в Риме именуемое Сатурниалии. Приходились на декабрь месяц.

Жертвы в гладиаторских боях стали проноситься Сатурну.

Проведение Сатурниалий описано в одноименном произведении Амвросия Феодосия Макробия9.

Возможно на карте зашифровано указание на сам Сатурн, несущий разрушения и смерть.

 

XVIII. LENTULO

Судя по одежде и специальному головному убору – пилеусу10 – это фламин – римский жрец, служивший официальным культам. Фламины служили и поклонялись только какому-то одному Богу. Чаще всего Юпитеру, Марсу и Квирину. Все эти божества составляли триаду воинственных Богов.

В руках он держит большую алтарную свечу. В те времена такими свечами обменивались в качестве подарков во время празднования Сатурналия.

Т.е. карта изображает ритуальные действия, связанные с Сатурниалиями.

Лентуло – Гней Корнелий Лентул (240-184 г.г. до н.э.) – военный трибун, командовал армией. Хотел участвовать в войне против Карфагена в Африке, но по постановлению сената получил командование флотом на Сицилии.

Избирался консулом

 

Фламин в жреческой шапке
(апекс). Бюст из Лувра

 

© Здоронок Г.  Курс лекций.  2023

Читайте продолжение во 2-й части статьи >

Пролистать наверх